ИСТОРИЯ ГОРОДА


Город Кировоград начинался с крепости святой Елисаветы, по имени которой и назывался первое время город Елисаветградом…


Въезд в крепость св. Елисаветы

Крепость святой Елисаветы была не только главным опорным пунктом на присоединенных к России по Белградскому мирному договору 1739 г. Заднепровских землях, а и форпостом Православия на переднем крае вековых соревнований за Северное Причерноморье между христианскими и мусульманскими народами.

Построенная в 1754-1757 гг. южнее Новой Сербии, почти в центре поселений Новослободского казачьего полка, основанных для обеспечения этой опустошенной бесконечными войнами территории стабильным населением и надежной защитой, в отличие от впечатлительных новосербских, новослободских и запорожских шанцев, крепость была неприступной твердыней, способной защитить поселян, выдержать многочисленные штурмы и длинную осаду, служила базой для концентрации войск, способных разгромить неприятеля.

Елисаветинская крепость представляет собою образованный земляными валами шестиугольник бастионных фронтов, куртины которого ограждались шестерыми равелинами, вся система укреплений была окружена глубокими сухими рвами.

Христианская идеология противоборствующей исламской экспансии государства отобразилась в наименовании крепости, ее бастионов и равелинов.

Главные ворота - Троицкие (направление на Ново-Алексеевку), так же, как и несуществующая теперь крепостная церковь, которая с 1755 по 1801 г. маленькая статус собора, были названы в честь большого православного праздника Святой Троицы (празднуется через семь недель после Пасхи), в который отмечает событие, когда Дух Святой сошел на апостолов, передавшие через своих последователей этот дар Православной Церкви до конца веков.

Название Пречистенских ворот (направление к центру города) происходит от праздников Успения (28 августа) и Рождества (21 сентября) Пресвятой Богородицы - первой и второй Пречистых дат православного календаря.

Всесвятские ворота (направление на Переулок Крепостной) названные в честь Воскресенья Всех Святых, которое завершает пасхальный цикл и празднуется через восемь недель после Пасхи Христовой.

По левую сторону Троицких ворот находится Екатерининский бастион, названный у имени святой великомученицы Екатерины - покровительницы всех девушек и школьной молодежи (память отмечается 7 декабря), по правую сторону - Петровский бастион, названный в честь святого апостола Петра, любимого ученика Иисуса Христа (празднуется 29 января и 12 июля).

Крепость Святой Елисаветы

По левую сторону Пречистенских ворот находится Алексеевский бастион, названный у имени одного из почитаемых православных угодников - святого митрополита Киевского и Всея Руси Алексия, чудеса которого описанные в многих житиях (память отмечается 25 февраля и 2 июня), по правую сторону - Андреевский бастион, названный в честь святого апостола Андрея Первозванного - первого ученика Иисуса Христа (день памяти - 13 декабря).

По левую сторону Всесвятских ворот находится Александровский бастион, названный в честь великого полководца святого благоверного князя Александра Невского, память которого отмечается 12 сентября и 6 декабря, по правую сторону - Михайловский бастион, названный в честь святого Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства в его борьбе с темными силами, память празднуется 21 ноября.

Напротив куртины, прорезанной Троицкими воротами, находится Аннинский равелин, названный в честь святой праведницы Анны, матери Пресвятой Девы Марии, память празднуется 7 августа, 22 сентября и 22 декабря.

Напротив куртины, которая соединяет бастионы святого Петра и святого Алексея, расположенный Натальинский равелин, названный в честь святой Наталии, жены святого великомученика Адриана, день памяти - 8 сентября.

Напротив куртины, прорезанной Пречистенскими воротами, находится Иоанновский равелин, названный в честь святого пророка Иоанна Крестителя, Предтечи Иисуса Христа, память празднуется 20 января, 7 июня, 7 июля, 11 сентября, 6 и 25 октября.

Напротив куртины, которая соединяет бастионы святого Андрея Первозванного и святого Александра Невского, расположен Печерский равелин, названный в память святых Киево-Печерского монастыря (известнейшие из них - преподобный Феодосий (16 мая и 27 августа) и преподобный Антоний (23 июля)). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивших в Дальних пещерах, празднуется 10 сентября, память святых отцов Киево-Печерских, почивших в Ближних пещерах, отмечается 11 октября.

Напротив куртины, прорезанной Всесвятскими воротами, находится Николаевский равелин, названный в честь святого Николая Чудотворца, защитника людей от стихийного бедствия, защитника всех путешествующих на море и суше, дни памяти 22 мая и 19 декабря.

Напротив куртины, которая соединяет бастионы святого Архистратига Михаила и святой Екатерины, был расположен Федоровский равелин. Много святых, чтимых Православной Церковью носящих имя Феодора, но в честь какого из них был назван Федоровский равелин нам неизвестно.

Кроме вышеназванных укреплений, напротив равелина святых Печерских отцов, на береге р. Ингул, находился Сергеевский шанец - земляной горнверк, названный в честь святого преподобного Сергия Радонежского, благословившего великого князя Димитрия Донского на решающую битву с полчищами хана Мамая на поле Куликовом, память святого Сергия празднуется 18 июля и 8 октября.

Сама крепость названа именем святой Елисаветы, матери святого пророка Иоанна Крестителя. Память святых праведных Елисаветы и Захария, ее мужа, жестоко убитого солдатами царя Ирода, празднуется 18 сентября.

Наверно неспроста оборонительные сооружения крепости имели имена святых - в кровавой борьбе христиан с татарско-турецкими агрессорами небесные покровители были очень актуальными, они придавали им сакральное значение, духовно поддерживали православных воинов отстаивать свое право на земле, освоенные предками еще до времен Киевской Руси.

Константин Шляховой


Фотоочерк архитектуры старого города
Зимний театр (сейчас театр им. Кропивницкого)
Петербургская гостиница
Окружной суд
Общественное собрание
Юнкерское кавалерийское училище
Общественная женская гимназия

В 1754 году на землях Новой Сербии, на границе Российской империи по указу императрицы Елизаветы Петровны была заложена крепость, святой покровительницей которой стала Святая Елизавета (мать Иоанна Крестителя). Поселения около крепости в 1784 году получили статус уездного города, сохранившего название крепости - г. Елисаветград, который за свою историю не раз менял имя: Зиновьевск (1924), Кирово (1934), Кировоград (1939).

Первый в Елисаветграде храм был сооружен в 1755 году на територии крепости и освящен во имя Живоначальной Троицы и явился так же и первым культовым сооружением нашего города. Про его внешний вид мы имеем сведения противоречивые. Согласно одним источникам - это был дом с небольшим куполом, другие авторы говорят о небольшом, походного вида, храме, который венчали два купола.

До 1801 года храм считался соборным и первым его настоятелем был священник расквартированного тут Новоказачьего полка Иоанн Орловский. В 1813 году храм закрыли, а через три года в разобранном виде перенесли в город Ровно, где освятили во имя св. Николая Чудотворца.

На месте Троицкого храма в крепости планировалось построить новый храм, трехпрестольный, один из приделов которого планировалось посвятить святой покровительнице крепости Елисавете. Однако планам этим не суждено было воплотиться (хотя деньги по приказу императрицы Екатерины II были выделены) и в крепости устроили лишь каменный часовню для выноса в него умерших из крепостной больницы. Сегодня мы можем лишь примерно указать местонахождение храма.

В 1755 году жители основанного у стен Елизаветинской крепости форштадта "Подол" также решили построить у себя храм. Однако они столкнулись с такой серьезной проблемой, как отсутствие мастеров. Тогда на собранные деньги храм был куплен в слободе Федоровке Крыловской протопопии. Сюда стекались православные священники, не принявшие Унии и изгнанные польскими помещиками из церквей на землях маетков. А поскольку леса на Киевщине было достаточно и был он недорогим, священники зарабатывали себе на жизнь тем, что строили и продавали на вывоз церковные строения. Именно такой храм в разобранном виде был привезен в форштадт, где сложен заново и освящен в память Успения Пресвятой Богородицы. Находился храм на месте современного здания горисполкома (но ул. К Маркса). Однопрестольный деревянный Успенский храм в 1778 году был заменен построенным на его месте также деревянным, но уже трехпрестольным (престолы по имя Успения Пресвятой Богородицы, Св. Николая и Св. великомученицы Варвары). Занимался строительством священник Дмитрий Смолодович.

Успенский собор

В 1788 году во время пожара храм сгорел, но уже через несколько месяцев, благодаря пожертвованию полковника Екатеринославского казачьего войска Ивана Красноглазова на этом месте был заложен каменный пятипрестольный храм (добавлены престолы в намять Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского и Св. праведной Анны). Иконы для новых двух иконостасов писались в С. -Петербургской Академии изобразительных искусств. Строительство храма завершилось к 1800 году. Именно сюда в 1801 году был переведен Собор, здесь же находилось и Духовное правление. Наконец, в 1856 году но инициативе и при поддержке елисаветградского купца Никиты Макреева был устроен шестой престол. Старшее поколение кировоградцев не может не помнить прекрасное здание Успенского Собора, которое до середины нашего столетия украшало город. По свидетельству современников, своими размерами Елисаветградский Собор не уступал ни одному православному храму Херсонской епархии (исключая Одесский кафедральный Собор, ныне также разрушенный).

Собор Успения Пресвятой Богородицы был сильно поврежден во время Великой Отечественной войны а поскольку в тот период храмы чаще разрушали, чем восстанавливали, такая судьба постигла и Успенский храм. На месте его к 1959 году было построено здание городского комитета КПСС (с 1991 г. - горисполком).

Современный район Кировограда, который мы знаем под названием Балка, когда-то назывался Млынки, а еще раньше - Крыничатые хутора. Район этот знали в свое время как кладбищенский. Здесь были кладбища иудейское, католическое, лютеранское, магометанское, караимское (все они находились за железной дорогой, район складов). Отдельно от них, в районе современной улицы Полтавской, был выделен участок земли для кладбища православного со своим деревянным храмом во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Построен он был нс позднее 1773 года (именно в этом году мы встречаем первые из сохранившихся упоминаний о храме). В 1805 году на месте первого, к тому времени уже непригодного для богослужений, храме но инициативе соборного причта и купца Никиты Пронина, был построен новый Петропавловский храм, первым настоятелем которого стал священник Анатолий Заплатин.

Петропавловская церковь

До 1850 года Петропавловский храм был ''приписан" к Собору, с этого же года отделен и получил самостоятельность. А еще через 12 лет старанием купца 3-й гильдии Герасима Романченко недалеко от старого деревянного храма, небезопасного для совершения служб, был заложен новый каменный трехпрестольный храм. Строительство его завершилось в 1870 году, уже после смерти Романченко. Освящен храм во имя апостолов Петра и Павла.

Согласно документам, находился храм при въезде в город но Александрийскому тракту из Киевской и Полтавской губернии.

Что касается деревянного здания Петропавловского храма, то оно было разобрано и в 1870 году перенесено на Кущевку, православные жители которой (к ним так же присоединились те, кто жил на Завадовке) по просьбе настоятеля Елисаветградского Собора протоиерея Феодосия Бершацкого получили разрешение на строительство храма в своем районе. Поскольку материалы, оставшегося от старого кладбищенского Петропавловского храма не хватало, горожане Фалалеев, Журавский и Семенченко докупили леса и построили новый храм, освященный в 1877 году в честь Вознесения Господня (именно в этот праздник была произведена закладка храма). Отметим, что, кроме главного, был устроен еще один престол, - боковой, во имя Всех Святых. Службы в этом пределе совершали единоверческие священники, т. к. на Кущевке проживало много семей единоверцев, а так же единоверцы из числа тех, кто жил в городской богодельне, что находилась неподалеку.

Храм был расположен между улицами Вознесенской (1932 г. Свердлова) и Херсонской. Недалеко от него находился Каменный овраг (вот уже 40 лет - место городской свалки), который пересекал обе улицы с одной стороны и отделял храм от Богодельни. С другой стороны, церковную территорию ограничивал ныне существующий Средний переулок.

Завершая рассказ о Вознесенском храме, отметим, что все время своего существования храм считался приписным к Собору. Разрушен был в 30-е годы 20-го столетия.

Однако вернемся к плану Елисаветграда. В той его части, где расположен район Быково, напротив православного кладбища между улицами Церковной (сегодня Каховская) и Знаменской (ул. Тобилевича), мы увидим еще один храм - Знамения Пресвятой Богородицы. Знаменская церковьК сожалению, мы не можем указать точной даты строительства церковного здания, т. к. документы храма сгорели во время пожара 1798 года. Наиболее ранние из известных церковных документов - метрические книги - датируются 1772 годом. Храм просуществовал до 1864 года, когда было принято решение заменить его на каменный. Деньги на строительство завещал купец Сахаров, а также пожертвовал купец Дамиан Кунченко. Трехпрестольный каменный Знаменский храм был освящен в 1888 году. Престолы его были посвящены Знамению Пресвятой Богородицы (центральный), святым мученицам Акелине (новый) и Ефимии.

Храм был разрушен н 50-е годы нашего столетия в период застройки района Быково.

Крепость Святой Елизаветы была расположена па пересечении торговых путей, поэтому неудивительно, что уже с момента его закладки туг возникают ярмарки. Впоследствии гут регулярно проходили 4 ярмарки на протяжении года. Съезжались на эти ярмарки торговые люди не только Российской империи, но и других стран. Греческие купцы даже организовали на берегу Ингула чуть ниже крепости небольшое поселение и заложили неподалеку от ярмарочной площади (на месте которой сейчас находится спортивная школа № 1) свой деревянный храм, освященный 25 сентября 1766 года в память царя Константина. Когда храм был закрыт неизвестно, по уже в 1812 году на его месте стоял новый каменный православный храм с тремя престолами: главный - Владимирской иконы Божией Матери, а так же - Св. Иоанна Предтечи и Св. великомученицы Екатерины. Первым священником храме был Платон Кулчевский.

Именно сюда, а точнее в два дома, поставленных вместе с колокольней на территории храма чуть позднее, был перенесен из крепости архив Свято-Троицкого храма (сейчас в этих зданиях размещается Епархиальное управление).

Однако, вернемся непосредственно к истории "греческого", как его часто называют и до сих пор, храму. В 1944 году, после разрушения Успенского храма, Собор был переведен в храм Владимирской иконы Божией матери, а главный престол нового Собора переименован и посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Считаем важным отметить, что Кировоградский кафедральный Собор является единственным не только православным но и вообще единственным храмом нашего города, который за всю спою историю ни разу не прекращал своей деятельности.

Сегодня (март 1997 г.) его настоятелем является протоиерей Андрей Сташишин, причт храма - 8 священнослужителей.

В 1795 году в Елисаветграде на месте старой деревянной часовни (напомним, что часовня - это храм без алтаря), в конце современной улицы Пашутина, началось строительство нового храма, который был освящен 13 июля 1826 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако сразу после освящения, храм был закрыт, поскольку местные часовенные, для которых он возводился отказались совершать и нем единоверческие богослужения. Только в 1847 г. часовенные согласились принять священника, но при условии свободного выбора его со стороны верующих. Священника пригласили издалека - из города Обоянь (современная Курская губерния России). Таким образом единоверческие Богослужения в храме были открыты лишь 1 ноября 1847 года. В советский период храм был закрыт, а в восстановленном после войны здании на протяжении долгого периода времени размещался клуб работников торговли.

В августе 1996 года помещение передано УПЦ Киевского патриархата, которая открыла в нем храм во имя Святого Владимира.

Заметим, что н начале нынешнего столетия в Елисаветграде было два Покровских храма. Это не удивительно, т. к. Пресвятая Дева является покровительницей славянских земель, запорожские казаки считали ее своей заступницей и именно на украинских землях чаще всего можно было встретить храм, главный престол которого посвящался Богородице.

Вот уже 214 лет, как на Ковалевке был устроен первый храм. Согласно церковным ведомостям в 1787 году иждивением прихожан Елисаветградского Собора и жителей района Ковалевки но Бульварной (ныне Фрунзе) улице построили православный храм (из дерева). 19 октября 1790 года священник Успенского Собора Дмитрий Смолодович единственный его престол освятил в честь Покровы Пресвятой Богородицы. Первым священником храма был Федор Кедников (или Кедликов, в документах неразборчиво). Храм был не очень большой но размерам, в связи с чем уже в 1824 году купец Петр Щедрин выделяет деньги на строительство нового, каменного, в котором планировалось добавить к уже существующему престолу еще два - Вознесения Христа Спасителя и апостола Петра. Строительство было завершено в 1849 году, - уже после смерти Щедрина, - за счет городской казны.

Храм построен по проекту известного архитектора К. Тона. Занимался строительством городской архитектор Андреев, который, вероятно, спроектировал план внутреннего оформления храма. Для храма был отведен достаточно большой участок земли, на котором старанием причта и прихожан был разбит сад. И хотя по другую сторону железной дороги приходу выделили территорию под кладбище, часть земли при Покровском храме также использовалась для захоронения умерших священнослужителей храма и наиболее выдающихся прихожан. Деревянный же храм но инициативе мещанина Петра Погорелова и других перенесли на кладбище за железной дорогой, посвятив его иконе Богоматери "Всех скорбящих радости".

Покровская церковь В 1902 году архитектурный комплекс Свято-Покровского храма был дополнен двухэтажным зданием в стиле классицизма. Здесь старание настоятеля священника Сорокина была открыта однокласная церковная школа. Здание сохранилось до сегодняшнего дня.

Ковалевский Покровский храм был закрыт 1932 году. С 1942 года службы в нем возобновились, но в начале 60-х годов храм вновь закрыли. Как только нс использовалось церковное здание в те периоды, когда оно было закрыто для верующих. Здесь ремонтировали технику, хранили соль и складировали стеклотару.

В 1988 году храм возвращен православным прихожанам в крайне непригодном для возобновления служб состоянии. Не сохранилась прилегающая к храму историческая территория, которая в 1960-е годы застроена 5-этажными "Хрущевками", уничтожены хозяйственные постройки. Таким образом, церковная территория сократилась с 5733 кв м до 240 кв м.

Старанием многих людей службы в храме Покрова Пресвятой Богородицы возобновились уже в 1989 году.

Сегодня ведутся восстановительные работы в храме, который является памятником искусства и архитектуры государственного значения. Поставлен новый иконостас - резной, деревянный, подобный тому, что был устроен в середине XIX века и не сохранен в советский период (художник Игорь Сиротюк, столяра: Сергеи Куропятник, Юрий Корня), возведена каменная 01 ограда. Хочется надеяться, что при росписи храма будет выдержан стиль художника Ф. С. Козачинского, фрагменты росписи которого чудом сохранились над северным и южным входами.

Причт храма составляет 5 священнослужителей, настоятель храма протоиерей Константин Токарев.

И, наконец, наш рассказ о домовых храмах Елисаветграда. Было их три.

В 1871 году но ул. Дворцовой (современная ул. Ленина) в здании, принадлежащем юнкерскому кавалерийскому училищу, был основан домовой храм во имя Архистратига Михаила.

В 1884 году устроен храм при духовном училище и честь святого исповедника Василия Парийского (основатель - купец Василии Куцын, сейчас это актовый зал средней школы № 14).

Еще один домовой храм существовал с 1890 года при государственной мужской гимназии (освящен в память Рождества Пресвятой Богородицы).

Считаем необходимым отметить, что в здании техникума КДТУ, где в прошлом размещалось реальное училище, так же существуют помещение (еще недавно - музей Ленина), которое планировалось использовать как домовый храм (об этом свидетельствуют архитектурные особенности зала). Однако пока нс найдено документов, которые бы рассказали нам, что храм здесь действительно был устроен.

Итак, подведем итог. К началу XX столетия в Елисаветграде действовало 7 православных храмов (включая 2 единоверческих) и 3 домовых церкви. Всего же за историю города тут было построено 19 церковных строений (нс считая домовых).

Ирина Згривец